Основная задача летнего содержания дорог заключается в удалении загрязнений, скапливающихся на покрытии дорог. Эти загрязнения являются источником повышенной запыленности воздуха, ухудшают эстетический вид городских улиц, а при сложных погодно-климатических условиях, таких как дождь и туман, способствуют возникновению повышенной скользкости полосы движения, что в значительной степени сказывается на безопасности движения.
Основными операциями летней уборки являются подметание лотков и мойка проезжей части дороги. Мойка лотков допускается на улицах, имеющих ливневую канализацию, хорошо спрофилированные лотки и уклоны (от 0,5% и более).
Подметание дорожных покрытий выполняется подметально-уборочной машиной, имеющей вал с щеточными дисками. Дисковые щетки с полипропиленовым ворсом — наиболее оптимальное решение для летнего содержания дорог. В условиях городов для этих целей чаще всего применяют беспроставочные дисковые щетки. Для подметания лотковых зон применяются лотковые щетки. Для очистки дорожных знаков и вертикальных ограждений используются ленточные щетки.
Мойка дорожных покрытий и увлажнение дорог с целью пылеподавления осуществляются поливомоечными машинами, снабженными оборудованием для распыления воды и объемным баком-цистерной для запаса воды.
В ряде случаев возникает необходимость уборки массивных грунтовых наносов, для этих целей может применяться автогрейдер или погрузчик, снабженный отвалом или специальным ковшом.
Работу подметально-уборочных и поливомоечных машин необходимо организовать так, чтобы максимально сократить время на разгрузку смета на специально отведенных площадках и заправку цистерны водой из гидранта или водоема.
Заправка поливомоечных машин водой из открытых водоемов может производиться только по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией.
Подметание является основной операцией по уборке улиц, площадей и проездов, имеющих усовершенствованные покрытия. Подметание производят в следующем порядке: в первую очередь подметают лотки на улицах с интенсивным движением, маршрутами городского транспорта; во вторую очередь лотки улиц со средней и малой (для данного города) интенсивностью движения. Перед подметанием лотков должны быть убраны тротуары, чтобы исключить повторное загрязнение лотков, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы подметально-уборочных машин.
Уборку площадей можно производить колонной подметально-уборочных машин, движущихся с уступом 10-20 м. Перекрытие подметаемых полос должно быть не менее чем 0,5 м.
Мойку проезжей части производят на улицах, имеющих усовершенствованные покрытия и водоприемные колодцы или уклоны, обеспечивающие надежный сток воды. Расход воды при мойке проезжей части дорог составляет 0,9- 1,0 л/кв. м. Мойку производят таким образом, чтобы загрязнения не попадали на тротуары и полосы зеленых насаждений. На дорогах, имеющих продольные уклоны для обеспечения хорошего качества уборки, мойку следует вести под уклон. Мойку проездов шириной до 12 м выполняет одна машина: сначала моют одну сторону, затем другую. Мойку дорог с шириной проезжей части более 12 м производит колонна поливомоечных машин. Первая машина захватывает при мойке осевую линию дороги, а остальные идут уступом, причем полоса, вымытая передней машиной, должна перекрываться следующей на 0,7 - 1 м. Расстояние между поливомоечными машинами при мойке колонной должно быть 10 - 20 м. Мойку проездов с односторонним движением транспорта выполняют в одну сторону, по направлению к лотку тротуара.
Мойку проезжей части дорог выполняют в период наименьшей интенсивности движения транспорта. Мойка в дневное время допустима в исключительных случаях, непосредственно после дождя, когда загрязнение городских дорог резко увеличивается, так как дождевая вода смывает грунт с газонов, площадок и т.д.
Периодичность выполнения уборочных операций находится в зависимости от значимости улицы.
- Мойка скоростных дорог выполняется 1раз в сутки или 1 раз в двое суток.
- Мойка магистральных дорог выполняется 1раз в двое- трое суток.
- Мойка улиц местного движения выполняется 1раз в трое суток.
Поливку дорог производят в первую очередь на улицах, отличающихся повышенной запыленностью. К таким улицам относятся проезды с усовершенствованным или твердым дорожным покрытием, но недостаточным уровнем благоустройства (отсутствие зеленых насаждений, неплотность швов покрытия и т.д.).
Асфальтобетонные покрытия на улицах с интенсивным движением транспорта поливать нецелесообразно ввиду смывания грязи с колес и крыльев автомобилей, в результате чего после высыхания поверхности покрытия запыленность приземных слоев воздуха увеличивается.
Дорожные покрытия поливают из насадок поливомоечных машин, которые устанавливают так, чтобы выходящие из них веерообразные струи воды направлялись вверх под углом, что обеспечивает необходимую ширину поливки. Расход воды при поливке дорожных покрытий 0,20 - 0,25 л/кв. м.
Межсезонные грунтовые наносы при незначительном их слое убирают плужно-щеточными снегоочистителями с последующим окучиванием, погрузкой и вывозом наносов на свалку. При значительном слое наносов, когда невозможно их убрать плужно-щеточными снегоочистителями, применяется автогрейдер. Наносы грузят снегопогрузчиком в самосвал. При выполнении этих работ погрузчик перемещается вдоль вала против направления движения транспорта, а самосвал подается задним ходом с тем, чтобы после погрузки он мог двигаться в одном направлении с общим потоком транспорта. После вывоза наносов, завершающую уборку оставшихся загрязнений производят подметально-уборочной машиной.