На снегоочистке автомобильных и городских дорог стоит целый арсенал современной дорожно-уборочной техники, имеющий различное навесное оборудование, обеспечивающее разные способы уборки снега, наста и наледи. Выбор того или иного рабочего инструмента зависит от толщины снежного покрова и его состояния, а также интенсивности уборки.
Очистка автомобильных дорог от снега осуществляется следующими специальными снегоочистительными машинами, целесообразные условия применения которых приведены в таблице.
Машина | Предельная плотность снега, при которой возможна работа машины, г/см | Предельная толщина слоя снега, при которой возможна работа машины, | Работы, на которых целесообразно применение машин | ||
при полной ширине захвата | при неполной ширине захвата | Основные | Прочие | ||
Одноотвальные плужнощеточные автомобильные снегоочистители | 0,3 | 0,3 | 0,7 | Патрульная очистка | Расчистка снежных заносов небольшой толщины; уширение полосы расчистки |
Двухотвальные плужные автомобильные снегоочистители | 0,4 | На коротких участках до 0,6, на длинных до 0,4 | 0,8 | Расчистка снежных заносов средней толщины | Уширение полосы расчистки; патрульная очистка |
Двухотвальные тракторные снегоочистители | 0,6 | 1,0 | 1,2 | Прокладка снегозащитных траншей на прилегающих к дороге полях | Прокладка колонных путей. На участках, защищенных лесом, удаление снежных отложений большой толщины |
Роторные и фрезернороторные снегоочистители | 0,7 | За один проход до 1,5 м; при послойной разработке толщина не ограничена | Расчистка снежных заносов или снегопадных отложений большой толщины. Удаление снежных валов. Расчистка снежных завалов, образованных лавинами | ||
Автогрейдеры | 0,6 | 0,5 | 0,6 | Расчистка снежных отложений средней толщины. Удаление уплотненного снега. | Разравнивание или полное удаление снежных валов при работе совместно с роторными снегоочистителями |
Бульдозеры | 0,7 | За один проход 1 м; при разработке слоями толщина не ограничена | Расчистка снежных отложений большой толщины (в том числе снежных завалов) | Устройство снегозащитных траншей на прилегающих к дороге полях. Удаление уплотненного слоя снега | |
Валоразбрасыватели | 0,6 | До 1,5 | Удаление снежных валов (в том числе расположенных над кюветами) | Расчистка снежных заносов |
Снегоочистка организуется таким образом, чтобы по возможности как можно меньше мешать транспортному потоку, обеспечивая безопасность и бесперебойный проезд транспортных средств, свести к минимуму объем перемещаемых снежных масс, чтобы не создавать препятствий на полотне дороги, которые могут вызвать снежные заносы.
Не допускается накопление снежных валов большого объема и оставление их по краям дороги. Снежные массы надо полностью разбрасывать или разравнивать за бровкой земляного полотна, при этом снежной поверхности за пределами бровки (в надкюветном пространстве) придается уклон не менее 1:8. Для предупреждения образования снежного наката необходимо проводить в период снегопада обработку дорожного покрытия химическими материалами или их смесью с песком. Разлив жидких химических веществ целесообразно производить в начале снегопада. После обработки снега противогололедными материалами необходимо дать время сработать химическим материалам и только после этого приступать к подметанию проезжей части. К этому моменту агрегатное состояние снега или снежных накатов, обработанных реактивами, разбивается колесами грузового и легкового транспорта до сыпучего состояния, после чего он может быть удален с проезжей части. Временной интервал составляет 2–3 ч после посыпки.
Для снегоочистки применяется дорожная уборочная техника с плужно-щеточным оборудованием. В качестве щеточного оборудования применяются преимущественно дисковые щетки с полипропиленовым или металлическим ворсом. Для работы щетки с настом рекомендуется применять металлические дисковые щетки. На снегоочистке наиболее важных магистралей часто используется мощная аэродромная техника, например, Boschung Jetbroom. Данные машины могут применять валы под кассетные щетки или пучковые щетки. Для ускорения процесса очистки снегоуборочные машины движутся уступом одна за другой на расстоянии 30–60 м.
Для удаления больших масс снега применяют роторные снегоочистители. Если валы сдвинуты на кюветы, то для их удаления могут применяться валоразбрасыватели с выносным рабочим органом. Для удаления валов, расположенных над кюветами, используют автогрейдеры или универсальные бульдозеры в комплексе с роторными снегоочистителями на колесном ходу. При этом автогрейдер сдвигает снег из вала на дорожное полотно, а роторный снегоочиститель отбрасывает его в сторону.
Снежные заносы толщиной 0,2–0,3 м. расчищаются плужными снегоочистителями, работающими в комплексе с автогрейдерами, которые перемещают небольшие валы в сторону кюветов. Переметы, имеющие толщину до 0,6–0,7 м., пробивают двухотвальными плужными снегоочистителями или автогрейдерами, а при большой толщине 1,0–1,2 м — двухотвальными снегоочистителями на колесных тягачах. Эти машины также обеспечивают уширение полосы расчистки для создания двухпутного проезда. Дальнейшая уборка снега с дорожного полотна производится роторными снегоочистителями.
Сильные заносы, образовавшиеся в результате метелей, расчищают роторными снегоочистителями, двухотвальными тракторными снегоочистителями и бульдозерами. Эти машины применяются в комплексе и самостоятельно. Бульдозеры с неповоротным отвалом расчищают снежные отложения поочередными проходами в одну и другую сторону от дороги под углом к ее оси. Универсальные бульдозеры работают с косо поставленным отвалом, двигаясь последовательными проходами вдоль занесенного участка. Во избежание образования у дороги высоких валов, создающихся при расчистке, снег нужно сдвигать на расстояние не менее 15–20 м. от бровки дорожного полотна.
Уплотненный слой снега на проезжей части, образующийся под влиянием движущихся автомобилей, удаляют автогрейдером или бульдозером. В этом случае на отвале укрепляется зубчатый нож из стали повышенной прочности. Для удаления небольших снежных гребешков, остающихся после автогрейдера с зубчатым ножом, следует делать дополнительные проходы автогрейдером с ножом обычного типа.
Для предотвращения зимней скользкости, формирования гололеда и снежно-ледяных отложений на дороге используется профилактическая обработка покрытий, плавление с помощью твердых и жидких химических материалов ледяного или снежно-ледяного слоя, если он уже образовался. В этом случае применяют россыпь фрикционных материалов, повышающих коэффициент сцепления колес с дорогой.
Основной способ предотвращения зимней скользкости и борьбы с ней — применение химических реагентов. Фрикционный способ должен использоваться лишь в тех случаях, когда применение химического способа по каким-либо причинам невозможно. Для данных целей служат солераспределяющие и пескоразбрасывающие машины, емкости для приготовления растворов и хранения смесей, механизмы для погрузки.
Все средства механизации для зимнего содержания дорог должны быть подготовлены к надежной работе в зимний период заблаговременно: отремонтированы и опробованы не менее чем за месяц до начала зимнего сезона.