Зимнее содержание автомобильных дорог направлено на обеспечение бесперебойного и безопасного движения автомобилей и включает в себя целый комплекс мероприятий: защиту дорог от снежных заносов и снежных лавин, очистку дорог от свежевыпавшего снега, борьбу с наледями и зимней скользкостью. Система мероприятий по зимнему содержанию дорог строится из принципов оптимальности и целесообразности и должна обеспечивать наилучшие условия для движения автомобилей при максимальной эффективности проведения работ и, как следствие снижения расходов.
Для обеспечения данных требований необходимо предусмотреть и проводить профилактические меры, цель которых не допустить или, по-возможности, ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге. К таким мерам, прежде всего, относится профилактическая обработка покрытий химическими противогололедными материалами. Важны также все защитные мероприятия, которые способствуют преграждению доступа к дороге снега и препятствуют образованию льда. К таким работам относится применение защит от переноса снега с открытых участков, в том числе устройство лесополос и мероприятий по снижению лавинной опасности на сложных участках, и своевременная борьба с образующейся на трассах наледи. Важны все своевременные меры по удалению снежных и ледяных отложений на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение, проведение мероприятий по обработке снега и обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой.
Зимнее содержание дорог организуется по принципу приоритета для автомобильных магистралей, дорог общегосударственного значения, дорог с постоянным автобусным движением, с туристским движением или обслуживающих постоянно действующие курорты, а также дорог специального назначения. На этих дорогах мероприятия по зимнему содержанию проводятся в первую очередь.
Расчистку дорог от выпадающего или приносимого к дороге снега следует производить на полную ширину земляного полотна, а ликвидацию зимней скользкости на ширину проезжей части и краевых укрепительных полос. Основными показателями уровня зимнего содержания являются: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин; толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах; сроки окончания очистки дороги от снега и ликвидации зимней скользкости.
Народнохозяйственное и административное значение дорог | Интенсивность движения, авт/сут | Минимальная ширина полностью очищенной поверхности проезжей части, м | Максимальная толщина слоя рыхлого снега на поверхности проезжей части, мм | Допустимая толщина уплотненного слоя снега на покрытии, мм | Допустимая толщина уплотненного снега на обочинах, мм | Максимальный срок окончания снегоочистки и ликвидации гололеда и зимней скользкозсти, ч |
Дороги общегосударственного и республиканского значения | Более 7000 | На всю ширину | 10 | 3 | ||
3000-7000 | 7,5 | 20 | 50 | 4 | ||
1000-3000 | 7,0 | 25 | 60 | 5 | ||
500-1000 | 6,0 | 30 | 70 | 6 | ||
200-500 | 6,0 | 35 | 80 | 8 | ||
Дороги областного и краевого значения, дороги местного значения с регулярным автобусным движением в зимний период | Более 7000 | 7,5 | 20 | 3 | ||
3000-7000 | 7,0 | 30 | 60 | 4 | ||
1000-3000 | 6,0 | 40 | 70 | 5 | ||
500-1000 | 5,0 | 60 | 80 | 6 | ||
До 500 | 3,0 | 70 | 50 | 100 | 10 | |
Дороги местного значения непрерывного действия без автобусного движения | 200-500 | 70 | 70 | 120 | 12 | |
До 200 | 80 | 100 | 150 | 16 | ||
Дороги местного значения с допускаемым кратковременным перерывом движения | Движение не регулярное | 100-150 | 180-200 | 48 |
Срок окончания снегоочистки принимается с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ, а максимальный срок ликвидации зимней скользкости — с момента ее обнаружения до полной ликвидации.
Для каждой дороги, в зависимости от ее приоритета устанавливаются свои директивные сроки очистки от снега и ликвидации гололеда, которые должны быть согласованы с местными дорожными службами с учетом имеющейся у них дорожной уборочной техники.
На всех дорогах, где поддерживается регулярный режим зимнего содержания, основой снегоочистительных мероприятий должно быть патрулирование, которое ведется периодическими проходами автомобильных плужных снегоочистителей по закрепленному участку в течение всей метели или снегопада.
Очистку от свежевыпавшего снега производят отрядом плужных автомобильных снегоочистителей или одиночными машинами со скоростью до 35–40 км/ч в зависимости от интенсивности снегопада или метели. Дорожно-уборочные машины, снабженные плужно-щеточным оборудованием, перемещают снежную массу от оси дороги к обочине. В плане дорожная техника движется уступом одна за другой на расстоянии 30–60 м. Ближняя к обочине машина может использовать боковое крыло.
Щеточное оборудование чаще всего представлено основной уборочной щеткой, представляющей собой вал с комплектом дисковых щеток. Для зимних условий могут применяться, как металлические дисковые щетки, так и полипропиленовые, которые хорошо себя зарекомендовали на снегоуборке свежевыпавшего снега. Если по каким-либо причинам быстро организовать снегоочистку было невозможно, особенно в условиях интенсивных и длительных снегопадов, и в результате образовался наст уплотненного снега и наледи, то рекомендовано использовать дисковые щетки с металлическим ворсом, которые обладают большей жесткостью и износостойкостью.
На снегоочистке ответственных автотрасс, в последнее время, все чаше можно встретить мощную снегоуборочную технику, которую используют на снегоочистке аэродромов. Уборочные валы таких машин комплектуются кассетными щетками. Рекомендации по выбору ворса кассетных щеток аналогичны выбору дисковых щеток и зависят от конкретных условий, но в любом случае, кассетные щетки с металлическим ворсом в условиях зимы являются более универсальным решением.
Сильные заносы, образовавшиеся в результате метелей, расчищают роторными снегоочистителями, двухотвальными тракторными снегоочистителями и бульдозерами. Эти машины могут применяться в комплексе и самостоятельно.